Положение о Министерстве экономики и антимонопольной политики Кыргызской Республики
1. Общие положения
2. Цель Министерства
3. Задачи Министерства
4. Функции Министерства
5. Права Министерства
6. Организация деятельности Министерства
1. Общие положения
1. Министерство экономики и антимонопольной политики Кыргызской Республики (далее - Министерство) является центральным государственным органом исполнительной власти в области, фискальной, антимонопольной, тарифной, лицензионной, инвестиционной, внешнеэкономической политики, реализации политики в сфере управления государственным имуществом и минеральными ресурсами (недропользование), технического регулирования и метрологии, торговли, развития предпринимательства и оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, вступившими в силу в установленном законом порядке, участницей которых является Кыргызская Республика, а также настоящим Положением.
3. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и иными организациями, предприятиями, учреждениями.
4. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном, официальном и английском языках. Министерство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства в рамках законодательства Кыргызской Республики.
2. Цель Министерства
5. Целью Министерства является обеспечение социально-экономического прогресса и устойчивого развития Кыргызской Республики.
3. Задачи Министерства
6. Задачами Министерства являются:
- формирование государственной экономической политики;
- определение приоритетов экономического развития страны;
- повышение инвестиционной привлекательности страны и создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
4. Функции Министерства
7. Министерство осуществляет следующие функции:
1) функции отраслевой политики:
- разрабатывает прогнозы и осуществляет анализ и оценку социально-экономического развития Кыргызской Республики;
- разрабатывает и реализует единую государственную политику развития экономики, в том числе методов и средств достижения макроэкономической стабилизации;
- разрабатывает и реализует единую государственную политику в области прямых инвестиций с учетом приоритетов развития экономики;
- разрабатывает и реализует меры в области экспортного контроля;
- разрабатывает единую государственную политику комплексного развития регионов, в том числе составляет экономические прогнозы;
- разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами стратегию по привлечению и использованию средств в рамках официальной помощи доноров;
- разрабатывает единую государственную политику регулирования предпринимательской деятельности в лицензионно-разрешительной и контрольно-надзорной сферах, а также вносит предложения по упрощению и оптимизации порядка получения лицензий и разрешительных документов, по оптимизации проверок субъектов предпринимательства;
- обеспечивает непрерывность процесса оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности;
- вырабатывает предложения по разработке и реализации единой государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений;
- создает и обеспечивает функционирование интегрированной информационной системы технического регулирования в Кыргызской Республике;
- обеспечивает единство измерений в Кыргызской Республике в соответствии с международными нормами и правилами;
- участвует в оценке и экспертизе мер фискального воздействия на экономическое развитие;
- участвует в оценке фискальных преобразований на доходы консолидированного республиканского бюджета;
- проводит анализ налогового и таможенного законодательства зарубежных стран;
- осуществляет работу по предоставлению письменных ответов на запросы налогоплательщиков о применении норм налогового и таможенного законодательства Кыргызской Республики;
- осуществляет работу по подтверждению налоговых льгот для хозяйствующих субъектов, участвующих в проектах развития, финансируемых международными финансовыми организациями;
- вносит на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики предложения по разграничению функций между министерствами и ведомствами, а также другими организациями в области технического регулирования и обеспечения единства измерений;
- разрабатывает и реализует государственную политику в области внешней и внутренней торговли, продвижения отечественных товаров на внешние рынки;
- реализует единую политику по продвижению принципа "единого окна" в сфере внешней торговли;
- разрабатывает меры по улучшению внешнеторговой деятельности, развитию и стимулированию экспорта продукции и повышению экспортного потенциала республики;
- осуществляет анализ торгового баланса, разрабатывает мероприятия по его регулированию;
- отслеживает состояние потребительского рынка и готовит прогнозные расчеты и анализ спроса продукции, необходимые для определения потребности в товарных ресурсах;
- разрабатывает предложения по гармонизации внешнеторговой деятельности в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО), обязательствами перед партнерами по ЕврАзЭС, а также по переговорам о присоединении к Таможенному Союзу и Единому Экономическому Пространству;
- разрабатывает в установленном порядке предложения о заключении международных договоров по вопросам внешнеэкономических связей, а также по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, обеспечивает выполнение обязательств кыргызской стороны по этим договорам;
- разрабатывает предложения по применению мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
- проводит антидемпинговые разбирательства, разбирательства, предшествующие введению специальных защитных и компенсационных мер в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- вносит на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики предложения по установлению квот на товарную продукцию согласно законодательству Кыргызской Республики;
- разрабатывает нормативные правовые акты касательно сферы деятельности Министерства;
- проводит согласованную государственную политику в области банкротства и его предупреждение в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- реализует политику государства по развитию оценочной деятельности, осуществляет работу по совершенствованию и развитию института оценки в Кыргызской Республике путем его методологического обеспечения;
- разрабатывает единую государственную антимонопольную политику, вносит предложения по совершенствованию законодательства по защите прав потребителей, рекламе, совершенствованию порядка формирования и применения цен (тарифов);
- разрабатывает рекомендации для государственных органов и органов местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на защиту и развитие конкуренции, защиту прав потребителей и регулирование рекламной деятельности;
- ведет единый реестр государственных услуг, оказываемых государственными органами исполнительной власти и их структурными подразделениями;
- разрабатывает государственную политику по регулированию отношений в области использования минеральных ресурсов;
- участвует в разработке программ и соглашений по изучению недр и освоению минерально-сырьевых ресурсов;
- определяет стратегию использования, темпы воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы, объемы необходимых для этих целей материально-технических и финансовых затрат;
- разрабатывает прогноз развития отраслей горнодобывающей промышленности;
- изучает конъюнктуру мирового рынка полезных ископаемых и вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры экспорта и внутреннего потребления минерального сырья;
- организует работу межведомственных комиссий при Правительстве Кыргызской Республики по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
2) функции регулирования:
- согласовывает в установленном порядке стоимость разрешительных документов, выдаваемых государственными органами и их структурными подразделениями;
- принимает решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность;
- в установленном порядке вносит предложения о введении обязательного лицензирования, запрещении или приостановлении экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов в случае нарушения ими антимонопольного законодательства;
- выдает лицензии на экспорт и импорт товаров и услуг;
- ведет государственные реестры выданных сертификатов соответствия и принятых деклараций о соответствии;
- формирует перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
- проводит экспертизу анализа регулятивного воздействия (АРВ) представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
3) функции координации, контроля и мониторинга:
- координирует процесс оптимизации в лицензионно-разрешительной и контрольно-надзорной сферах;
- обеспечивает выполнение обязательств Кыргызской Республики в рамках членства в ВТО, в том числе по техническим барьерам в торговле и по применению санитарных и фитосанитарных мер;
- осуществляет мониторинг реализации мер по улучшению положения в сфере внутренней торговли, по развитию приграничной и биржевой торговли;
- координирует и организует работу по разработке проектов технических регламентов;
- координирует и методологически обеспечивает деятельность участников системы технического регулирования и обеспечения единства измерений;
- осуществляет мониторинг за действиями (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления, направленными на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции;
- обеспечивает условия реализации процесса банкротства и осуществления контроля за проведением администраторами процедур банкротства;
- координирует и осуществляет взаимодействие с международными финансовыми институтами и донорскими организациями в республике в пределах своей компетенции;
- выполняет функцию секретариата межправительственных торгово-экономических комиссий, осуществляет координацию работы министерств и ведомств по подготовке материалов к заседаниям межправительственных комиссий, а также последующий мониторинг исполнения протокольных решений;
- координирует деятельность государственных органов в сфере экспортного контроля;
4) функции предоставления услуг:
- в установленном порядке рассматривает обращения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;
- обеспечивает физическим и юридическим лицам информационно-консультативное содействие по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;
5) функции поддержки:
- формирует Программу разработки проектов технических регламентов на основе предложений государственных органов и органов местного самоуправления, научных учреждений, граждан и их объединений;
- формирует, утверждает персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и обеспечивает их деятельность;
- осуществляет сбор и анализ информации о случаях причинения вреда жизни и здоровью людей, животных и растений, охране окружающей среды вследствие нарушений требований технических регламентов;
- готовит предложения по развитию международного сотрудничества в области технического регулирования и обеспечения единства измерений;
- участвует в процедуре заключения международных договоров, разработке и реализации международных проектов и программ, а также в осуществлении сотрудничества с государственными органами, некоммерческими организациями иностранных государств и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
- участвует в антидемпинговых разбирательствах и процедурах по защите внутреннего рынка Кыргызской Республики;
- вносит предложения по применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
- организует проведение переговоров по заключению соглашений во избежание двойного налогообложения и предотвращения уклонений от уплаты налогов на доход и капитал.
5. Права Министерства
8. Министерство в целях осуществления функций в установленной сфере деятельности имеет право:
- вносить в Правительство Кыргызской Республики предложения по основным направлениям государственной политики в сфере деятельности Министерства;
- вносить в Правительство Кыргызской Республики предложения по созданию межправительственных комиссий по сотрудничеству Кыргызской Республики с иностранными государствами в торгово-экономической, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах;
- вносить в Правительство Кыргызской Республики предложения по формированию Совета по аккредитации органов по оценке соответствия;
- подписывать от имени Кыргызской Республики в установленном порядке двусторонние или многосторонние соглашения и договоры, а также соглашения и договоры с региональными и международными организациями;
- запрашивать и получать в установленном порядке информацию, относящуюся к сфере деятельности Министерства, от государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и предприятий, должностных лиц и граждан Кыргызской Республики;
- создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы), в том числе межведомственные, в сфере деятельности Министерства;
- участвовать в работе международных институтов, комиссий, экспертных групп, специальных рабочих групп по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в том числе на межведомственном и межправительственном уровнях;
- представлять интересы Кыргызской Республики по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в межгосударственных (региональных) организациях;
- в установленном порядке привлекать средства международных организаций и учреждений, гранты стран-доноров для осуществления государственной политики в сфере деятельности, отнесенной к компетенции Министерства;
- привлекать для разработки государственных программ, концепций и иных проектов представителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств Кыргызской Республики, Национальной академии наук Кыргызской Республики, научно-исследовательских и других учреждений, экспертов для выработки предложений по направлениям касательно сферы деятельности министерства;
- учреждать в установленном порядке грамоты, значки и другие награды Министерства;
- предоставлять информационно-справочные услуги в рамках законодательства Кыргызской Республики;
- осуществлять иные права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
6. Организация деятельности Министерства
9. Министерство возглавляет министр назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
10. В Министерстве предусматриваются должности статс-секретаря и заместителей министра.
Порядок назначения на должность, освобождения от должности, функции и полномочия статс-секретаря определяются законодательством о государственной службе.
Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению министра, подчиняются непосредственно министру и организуют деятельность министерства в пределах возложенных на них обязанностей.
11. Министр:
- осуществляет общее руководство деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач;
- представляет Министерство в отношениях с государственными органами и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями Кыргызской Республики, ведет в пределах своих полномочий переговоры, в установленном порядке подписывает договоры о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
- представляет Премьер-министру Кыргызской Республики кандидатуры для назначения на должность заместителей министра;
- распределяет обязанности между заместителями министра;
- по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы возлагает на статс-секретаря исполнение функциональных обязанностей по вопросам отраслевой политики, отнесенных к компетенции Министерства;
- утверждает структуру, штатное расписание центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных подразделений Министерства в пределах установленных норм;
- утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Министерства;
- утверждает Положение о коллегии Министерства;
- вносит представление Премьер-министру Кыргызской Республики о назначении руководителей подведомственных подразделений Министерства;
- представляет на утверждение Правительства Кыргызской Республики проекты положений подведомственных подразделений;
- по представлению статс-секретаря назначает на должности и освобождает от должности работников системы Министерства, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
- издает приказы, подлежащие обязательному исполнению работниками системы Министерства;
- подписывает коллективный договор с представительным органом работников Министерства;
- в пределах, определенных законодательством, распоряжается средствами и управляет имуществом Министерства, заключает сделки;
- подписывает от имени и по поручению Правительства Кыргызской Республики двусторонние и многосторонние международные договоры;
- устанавливает надбавки к должностным окладам работников Министерства;
- представляет в установленном порядке к награждению государственными наградами Кыргызской Республики, присвоению почетных званий и установлению пенсий за особые заслуги перед Кыргызской Республикой особо отличившихся работников системы Министерства;
- является по должности начальником гражданской защиты Министерства и осуществляет руководство гражданской защиты в Министерстве;
- дает поручения подведомственным Министерству подразделениям и территориальным органам и контролирует их исполнение;
- отменяет противоречащие законодательству Кыргызской Республики решения подведомственных Министерству подразделений и территориальных органов, если иной порядок отмены решений не установлен законодательством;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
12. Статс-секретарь и заместители министра самостоятельно принимают решения по вопросам, отнесенным министром к их ведению, организуют работу по курируемым направлениям работы.
13. В Министерстве образуется коллегия из 9 человек. Членами коллегии являются министр (председатель), статс-секретарь, заместители министра, входящие в коллегию по должности, представитель Аппарата Правительства Кыргызской Республики, а также руководители иных учреждений, организаций и предприятий.
Персональный состав членов коллегии Министерства утверждается Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению министра.
14. При Министерстве создается Общественный наблюдательный совет, являющийся консультативно-наблюдательным органом, образованным в целях согласованного взаимодействия Министерства и гражданского общества.
Решения Общественного наблюдательного совета носят рекомендательный характер.
15. Подведомственные подразделения и территориальные органы самостоятельно осуществляют свою деятельность и непосредственно подчиняются Министерству.
16. В Министерстве действует комиссия по этике государственных служащих.
17. Контроль за деятельностью структурных подразделений центрального аппарата, подведомственных подразделений и территориальных органов осуществляется Министерством в установленном порядке.
18. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, подведомственных подразделений и территориальных органов Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета, специальных средств и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
19. Министерство имеет специальный счет в системе Казначейства.